Июль, 2009

БОЛЕЗНЬ ЗАВОДЧИКОВ

ОДНА ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ БОЛЕЗНЕЙ

Билл Миксон

Болезнь заводчиков? Никогда о ней не слышали? Я тоже не слышал, но если я опишу это понятие, уверен, вам придется признать, что она у вас была, есть или развивается. От нее есть средство, но оно требует дисциплины и поддержки со стороны пациента, чтобы сохранять ремиссию. Последнее время я пытаюсь подобрать слово, которое бы описывало общую проблему, с которой сталкиваются заводчики. В некоторых своих статьях я описываю ее с точки зрения судьи, но сегодня хочу взглянуть на нее с точки зрения заводчика. Я был свидетелем того, как начинались многие программы разведения, причем, некоторые из них казались настолько успешными, что, казалось, они будут существовать вечно, но вдруг внезапно они сходили на нет. Я пытался понять причину внезапного прекращения разведения и пришел к выводу, что у многих заводчиков оно прекратилось не по их воле. Зачастую разведение прекращалось не самими заводчиками.

Я решил использовать термин болезнь заводчиков для обозначения некоторых проблем, которые приводят нас к дальнейшим трудностям, которые мы, зачастую, с большим трудом признаем и преодолеваем, если признаем вообще. Очень часто мы сами не видим этих проблем, хотя окружающим они вполне очевидны. Так что же такое болезнь заводчиков, и как ее избежать?

В последнее время мы стали свидетелями возмутительных условий содержания в некоторых крупных питомниках. Спасатели столкнулись с такими ситуациями, которые вызывали вопросы типа Почему никто не видел всего происходящего? Что заставило заводчика докатиться до такого? Как мог человек оставлять своих собак так долго без ухода и в таких ужасных условиях? Ответ на эти вопросы один болезнь заводчиков. Взор заводчика может быть затуманен по различным причинам до такой степени, что он не видит проблемы или отказывается признавать ее существование. Пелена на глазах заводчика может появиться по финансовым причинам, в результате определенной степени успешности либо по причине его собственного состояния здоровья, что мы, зачастую, не считаем помехой в должном уходе за нашими собаками. Именно психологическое состояние начинает подрывать карьеру заводчика, что, в итоге, может составить нам репутацию плохого заводчика в глазах окружающих.

За все свои годы в собаководстве я наблюдал разные степени проявления болезни заводчиков. Все мы знаем или слышали о таком-то, который вяжет своего кобеля, передающего определенные проблемы, только потому, что он является топ-победителем или одевает сук. Все мы знаем заводчиков, которые заполоняют ринги своими собаками, и каждый раз выходят с новым пометом. Все мы знаем заводчиков, которые продают щенков только на условиях получения щенка от проданной собаки или на условиях права первой вязки и т.д. Все мы знаем заводчиков, собаки которых бывают чистыми только на выставках. Все мы видели нечесаных и грязных собак, сидящих в грязных клетках в подсобках и поблизости не было ни хэндлера ни заводчика. Всем нам доводилось бывать дома у заводчиков, чьи собаки никогда не готовы к демонстрации перед неожиданным посетителем. Отговорки типа мне некогда было его постричь/помыть/расчесать или он немного закатался - это еще один симптом того, что болезнь заводчиков медленно, но верно проникает в этот питомник. Еще одним ярким симптомом является то, что заводчик не хочет приглашать никого к себе домой или настаивает на встрече где угодно, только не у него дома. Многие, страдающие этой болезнью, люди одинокие, и стараются быть незаметными, а другие являются ловкими обманщиками, всегда умудряясь свалить вину на что угодно, только не на себя. Меня же больше всего беспокоит тот тип заводчиков, которые всегда имеют несколько собак, но никогда не говорят, сколько именно, а также не касаются вопросов здоровья. Некоторые заводчики вдруг начинают уходить в сторону от общих тенденций. Есть заводчики, которые покупают собак практически из всех пометов, безотносительно того, подходят или нет они к их кровям и их программе разведения. Также все мы знаем, но лишь немногие признают, что есть заводчики, которые разводят популярные или редкие окрасы, не обращая внимания на вопросы здоровья, и выставляют цену на своих щенков, руководствуясь лишь конъюнктурой рыночного спроса. Часто можно видеть, как они рекламируют редкие окрасы. Что же происходит, когда спрос на темно-пурпурный крайне редкий окрас вдруг падает, а у заводчика целый питомник таких собак? Нетрудно догадаться.

Еще один симптом этой болезни это абсолютно несоциализированные собаки на выставках. Абсолютно неуправляемая собака результат недостатка внимания. Объяснения типа он/она первый раз на выставке или редко выставляется для меня не являются убедительными, особенно если вы наблюдаете эту проблему на каждой выставке и с каждым новым пометом. Профессиональные хэндлеры говорят, что они не любят брать собак такого-то заводчика, потому что с ними никто не занимался. Иногда думают, что хэндлер должен заниматься тренировкой. Заводчики, которые отправляют своих собак во все уголки мира одновременно, делают это для того, чтобы их конкуренты не знали, сколько именно у них собак.

Несколько лет назад я пытался привлечь внимание заводчиков и любителей к тому, что делала одна заводчица, чтобы добиться своих целей, но многие тогда отнеслись к моей попытке скептически. Меня тогда назвали смутьяном и склочником, но мне удалось донести до людей свое обращение, особенно когда я объяснил, что доказательство моих слов можно было увидеть в каталоге выставки, где собаками этой заводчицы были заполонены все классы (причем, выставка была довольно далеко от ее привычных мест выставления); и все это для того, чтобы получить major или закрыть чемпиона этим сукам, поскольку щенки от чемпионов привлекают больше покупателей и стоят дороже. После этого случая у меня были проблемы, которые, в некоторой степени, продолжаются и по сей день. Я пытался показать, что кое-кто из нас начинает делать все возможное и идти на все для достижения своих целей. И ради чего все это?

Несколько лет назад, да и сегодня некоторые регулярно отправляют своих собак в Поданк (США), чтобы получить majors, а если там недостаточно конкуренции для majors, они дополняют ее своими же собаками. Я не могу понять, для чего нужно отправлять на выставку пачку своих собак, чтобы выставить собаку Х, если с таким же успехом можно выставить всех своих собак у себя на заднем дворе? Чаще всего причина в том, что кто-то ставит перед собой цель, которая выше интересов породы, а больше поддерживает имидж топ-заводчика среди своей свиты. Собаки могут быть и не очень конкурентоспособными, но если они однотипны, и если ими заполнить все ринги, и если еще и судья предпочитает однородность, то все получится по-вашему.

Сегодня быть топ-заводчиком это, зачастую, лотерея. И качество цифр определяется тем, что эти цифры значат. В 80-е, когда я начал собирать книги о собаках и журналы о кокерах, издания того времени пестрели статистикой и самыми производительными кровями. Сегодня ситуация изменилась, и в статистике основной акцент делается на топ-производителях и на заводчиках, которые отчемпионили больше всего собак, что стало теперь главной целью. Но я больше люблю листать старые кобелиные и сучьи номера, чтобы увидеть, какие собаки наиболее препотентны для того, чтобы дать следующее поколение чемпионов. Среди нас еще остались заводчики, которые отчаянно пытаются сохранить свои крови и получать новые поколения лучше предыдущих, но их становится все меньше, и они все более разрозненные. Всемогущий доллар и сиюминутная слава победителя встают на пути упорной и кропотливой работы и многих часов поиска и подбора наиболее подходящей пары для вязки. Сейчас всего-то и надо, что выйти в Интернет, чтобы узнать, кто выиграл группу или окрас всего несколько часов назад и стал героем дня. Многие новички стали считать, что это лучший и самый короткий путь к успеху путем планирования своей программы разведения исходя из того, что они видят в Интернете. Некоторые крупные заводчики решили, что это самый простой способ привлечь к себе внимание; и чем больше внимания они завоевывают, тем больше вяжут. Очень скоро ситуация становится такой, что заводчик начинает разводить только на потребу спроса, а не для улучшения породы. Он теряет цель, его взор затуманен, и у него развивается болезнь заводчиков. И очень скоро оказывается, что заводчик мчится во все лопатки в погоне за славой и удачей, а собаки и порода при этом страдают.

Кто-то недавно сказал мне, что знает о существовании такой проблемы, когда заводчик просто бросает корм собакам; у меня эти слова вызвали ассоциацию с сельскохозяйственными животными, стоящими у кормушки. Все накормлены, но никому не уделяется индивидуального внимания. Собаки это животные-компаньоны, а не домашний скот. Если вы начинаете думать и обращаться с ними, как с домашним скотом, то, наверное, у вас развивается болезнь заводчиков.

Моя главная мысль сводится к тому, что нам нужно притормозить и переосмыслить свои цели, пересмотреть свои программы разведения и поставить во главу угла своей деятельности интересы породы. Возможно, тогда понятие топ-заводчик или топ-питомник приобретет большее значение, чем лотерейная игра в цифры и баллы. И топ-заводчик не будет заводчиком с самой тяжелой формой болезни заводчиков.

 

Сайт создан в системе uCoz